semenaff (semenaff) wrote in tmn_morapn,
semenaff
semenaff
tmn_morapn

Первая Книга Месяца

Тилли Ч. Демократия. М.: Институт общественного проектирования, 2007 г.

Единственная переведенная на русский язык монография профессора Колумбийского университета Чарльза Тилли, основные исследовательские интересы которого лежат в области сравнительной исторической социологии (социальные движения, демократизация, социальные противоречия, милитаризация).
В книге «Демократия» Ч.Тилли предлагает собственное (более «реалистическое») видение данного феномена. «Демократия» определяется через «демократизацию» и «дедемократизацию», оба процесса принципиально не финализируемы, более того, не гарантированы. Работа представляет собой обобщение 50-летних трудов автора в области теорий социально-политического развития стран практически каждого региона мира в 16-20 вв.
Книга начинается с проблемы — многие государства (включая любимую РФ) называют себя «демократическими», но по сути таковыми не являются. Задача — разобраться с этим «по сути», потому что, во-первых, демократические государство по-другому себя ведут на международной арене, и эти особенности надо учитывать, во-вторых, демократии хорошим сами по себе, «так как дают населению власть коллективно определять собственную судьбу» (С. 20), защищают от произвола, обеспечивают лучшие условия жизни; в-третьих, демократии случаются при определенных социальных условиях, но оказывают «громадное» воздействие на жизнь граждан, потому важно понять, что это такое. Тилли вспоминает несколько подходов: конституционный, сущностный (демократия как набор определенных условий жизни и политики), процедурный (индикатор — набор средств осуществления правительственной политики, по большей части — выборы), ориентированные на процесс (Р.Даль, демократия как минимальный набор необходимых процессов). Подход Ч.Тилли можно назвать «сравнительно-историческим» или «генетическим»: его интересуют причинно-следственные связи, конструкции «если... то», а не типологически-описательные модели.
Тилли выделяет два основных параметра: действия государства и требования граждан, наличие согласия между которыми с некоторыми дополнениями и будет демократией: «режим можно признать демократическим, если политические отношения между гражданами и государством выражены широкими, равноправными, защищенными и взаимообязывающими процедурами обсуждения» (С.29) политического курса страны и ключевых политических должностей. На с.30-31 даются развернутые определения широты, равенства, защищенности и взаимобязательности. Государство и демократия тесно связаны: «никакая демократия не сможет функционировать, если у государства не будет возможности наблюдать за демократическим процессом принятия решения и претворять эти решения в жизнь» (С.31). В истории, таким образом, можно выделить 4 сочетания параметров «потенциал государства»-«уровень демократии»:
Низкий потенциал государства,«недемократичский» 1
Высокий потенциал государства,«недемократичский» 2
Низкий потенциал государства,«демократический» 3
Высокий потенциал государства,«демократический» 4

Большинство государств в истории были из 1-го сектора, феномен 4-го сектора возник очень недавно, 3-го сектора в природе почти нет, 2-й сектор зачастую представлен державами.
3 основных направления изменений имеют значения для процесса (де)демократизации:
1. «Нарастание или ослабление связи межличностных сетей доверия ... с публичной политикой.
2. Нарастание или ослабление изоляции от публичной политики категориальных неравенств ... тех, по которым организуется повседневная жизнь граждан.
3. Нарастание или ослабление автономности (независимости) в отношении публичной политики крупных центров власти (особенно тех, кто имеет в своем распоряжении средства насилия и принуждения) вроде анклавов боевиков, патрон-клиентских связей, армий и религиозных институтов». С.40.
История демократии в современном смысле (на национальном уровне) начинается с 18-го века (до него — купеческие олигархические союзы, крестьянские общины, религиозные секты, революционные движения были прообразами), частичные демократии появляются в 19 , полные — лишь в 20 веках.

Процесс

Механизмы

Итог/Пример

Глава книги

Интеграция сетей доверия в публичную политику. Сети доверия - это «главным образом разветвленные межличностные связи, в рамках которых можно получать ценные, важные и долговременные ресурсы и обеспечивать меры против должностных преступлений, ошибок и неудач со стороны посторонних для этих сетей субъектов». (С.96).

Дезинтеграция изолированных сетей доверия; увеличение числа тех категорий граждан, которые не имеют доступа в действенные сети доверия для осуществления больших, долговременных и связанных с рисками предприятий; новые долговременные риски и угроза того, что существующие сети доверия не смогут справиться [с рисками] превосходят способности патронов (диаспор и местных объединений) защитить членов своих сетей. (С.96-97)

Распад изолированных  сетей доверия и создание политически связанных сетей.

Гл.4 Признаки интеграции на с.112.

Исключение категориального неравенства. Из публичной политики. Категориальное неравенство -  «организация социальной жизни соответственно делению населения на категории, которые коллективно различаются по их жизненным возможностям...» (С.97).

Выравнивание доходов и/или рост благосостояния в разных категориях населения в целом; сокращение или правительственное ограничение независимых военных соединений; отделение публичной политики от неравенства через : тайное голосование, плата должностным лицам и т.д. Уравнивание категорий + буферизация ПП относительно КН

Создание коалиций, перекрывающих границы КН

Гл.5. Список механизмов порождения КН С.138., ресурсов С.140. Мех-мы изоляции С. 146-147.

Ограничение независимости автономных центров власти (кланов, клик, военных подразделений)

Объединение сегментов правящих классов и формирование политических акторов, которых постоянно не допускают к власти; кооптация в центральные органы или уничтожение доселе действовавших политических посредников; распад объединения из-за неравенства категорий или из-за принадлежности к разным сетям.

«Хотя демократия по определению приводит к определенному согласию элиты, это согласие не является необходимым условием демократизации». С. 169.

Гл.6 Механизмы: С. 170-171


Закономерности демократизации «представляют собой не стандартные, общие для всех последовательности или достаточные условия, но повторяющиеся причинные механизмы, которые в различных комбинациях и последовательностях вызывают изменения категориального неравенства, сетей доверия и негосударственной власти». С. 100. При этом «фундаментальные процессы, порождающие демократизацию, оставались прежними на протяжении нескольких столетий борьбы за демократию» С.101.
Некоторые закономерности: демократизация запускается скорее там, где есть широкие переговоры с целью заключения сделок (там, где государство вынуждено или идет на эти переговоры), а также там, где ей предшествует широкая мобилизация народа. Дедемократизация происходит быстрее (причина — предательство элит, а не разочарование в демократии). 1900-1950 в Европе демократии «ревальвируют», после 1950 — в бывших колониях те же процессы. «(Де)демократизация» - это тенденция: если усиливается (ослабляется) один признак, то то же самое происходит с другими.
Капитализм и демократия сочетаются не столько по идеологическим причинам, сколько из-за совпадения материальной основы власти: трудящиеся и потребители совпадают в своих границах.
«Если недемократическое государство выстраивает систему согласования с гражданами путем переговоров, то дальше процесс демократизации идет быстрее и шире». С,207 договоренность о методах правления может затрагивать налогообложение, воинскую повинность, Схема такая: война — экстракция — переговоры — получение согласия — государственная инфраструктура.
Дедемократизация провоцируется «внешним завоеванием, отходом политической элиты от демократических соглашений и острым экономическим кризисом». С.210.
«Эффект демонстрации» и поддержка извне могут «оказать влияние на процедуры, организационные формы ил структуру демократических консультаций, но не могут привести те социальные преобразования, на которых, в конечном счете, и зиждется демократия», С.226.
Идеальное движение к демократии пролегает по траекториям «сильное государство» (политические акторы нейтрализуют независимые центры власти, устанавливают контроль над ресурсами ДО демократических перемен, есть опасность в начале пути революции и массовых волнений, дедемкоратизация может начаться в любой момент, политическая борьба идет за контроль над инструментами государственной власти, противостояние народа и элиты): Франция, Китай, Алжир, Индия, Россия. «Среднее государство» — с увеличением потенциала государства усиливается демократизация и политическая борьба — нарастет внутренняя конфронтация, дедемократизация начинается в результате разъединения сетей доверия и введения КН и/или формирования независимых центров власти, которые ставят под угрозу общественное влияние на публичную политику и государство. Дедемократизация здесь случается чаще: только на поздних стадиях государство может устранять неблагонадежных участников, а ставки становятся настолько высоки, что предостерегают участников от резких движений. Примеры — США, Испания, Аргентина. «Слабое государство» — в них редко происходит демократизация. Государство не в состоянии контролировать политический процесс, что часто приводит к гражданской войне. Ямайка, Швейцария, Нидерланды.
Чем хороша демократия? Ростом благосостояния, возможностью народа выражать свою волю и влиять на действия правительств, значит — быть довольными ею и работать на общее благо. Также благими являются осуществление коллективного контроля над материальными ресурсами и перераспределение средств.
Основной вывод книги — не существует необходимых условий для демократизации, но есть необходимые процессы, которые зависят в первую очередь от изменения государственного потенциала, «оптимистически настроенные демократы не должны сидеть сложа руки» (С.242).
Tags: книги конспекты политология
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 1 comment